Головна » 2013»Січень»10 » Кому нужно до 1 мая заполнить налоговую декларацию?
08.21.56
Кому нужно до 1 мая заполнить налоговую декларацию?
В начале года сотни тысяч наших сограждан начинают подготовку документов для традиционной подачи налоговой декларации. Впрочем, с 2013-го процесс заполнения этого документа может стать более простым и легким. Дело в том, что налоговая служба начала принимать декларации о доходах и имуществе в электронном виде. Так что отчитаться в онлайн-режиме теперь могут не только предприниматели, но и обычные граждане, которым закон предписывает раз в год подавать декларацию. Оановом порядке «ФАКТАМ» рассказал директор департамента налогообложения физических лиц Государственной налоговой службы Украины Вячеслав Бусарев. «Для получения ключа придется посетить инспекцию»
— Скажите, если человек подает декларацию в электронном виде, он может потом вообще не приходить в налоговую инспекцию?
— Потом может и не приходить. А вот перед подачей нужно будет явиться. Но только один раз. Ведь для того, чтобы подавать отчетность в электронном виде (в том числе декларацию о доходах), нужно получить электронный ключ и заключить с налоговой инспекцией договор об обслуживании. Так вот, если договор человек, имеющий электронный ключ, сможет заключить и через интернет, в онлайн-режиме, то для получения ключа ему все-таки придется посетить инспекцию.
— Расскажите подробнее о том, что это за договор и какой потребуется ключ.
— Начнем со второй части, с ключа. Человек, когда заполняет декларацию, подписывает ее, что является доказательством: он, Иванов Иван Иванович, лично заполнил документ и подтверждает все указанные в нем сведения.
А как это сделать в онлайн-режиме? Ведь электронную почту с вашего компьютера может отправить, по сути, кто угодно. Как же удостоверят, что данный электронный документ заполнили именно вы?
— И что же требуется?
— Электронный ключ. Это своего рода электронная подпись человека, которой он заверяет все пересылаемые в налоговую инспекцию документы, в том числе налоговую декларацию.
— Любой может получить такой ключ?
— Получить электронный ключ и подавать декларацию в электронном виде вправе любой желающий — и гражданин, и не гражданин Украины.
— Кто и как выдает ключи?
— С мая 2012 года в Украине начал работать Аккредитованный центр сертификации ключей (АЦСК) Государственной налоговой службы, который занимается выдачей бесплатных электронных ключей. В настоящее время у нас уже 36 представительств центра — одиннадцать в Киеве, а также в каждой области. Услугами наших центров воспользовались почти 132 тысячи налогоплательщиков. Причем большинство из них (65 процентов, то есть почти 86 тысяч) — это физические лица. В первую очередь, конечно, предприниматели.
— Я на всякий случай уточню: ключи ваши центры точно бесплатно выдают?
— Бесплатно. Для получения электронного ключа следует обратиться в ближайшее представительство АЦСК. Вся необходимая информация об этом выложена на сайте АЦСК: www.cskidd.gov.ua.
Дополнительные сведения о режиме работы, размещения и перечень документов, необходимых для получения ключей, также можно узнать, позвонив по телефону (044) 284-00-10 с 9.00 до 20.00 в рабочие дни.
Если налогоплательщик правильно заполнил заявление и имеет на руках все документы, то он в этот же день получит так называемые сертификаты открытых ключей, действующих один год.
— Как выглядит ключ?
— Это файл, в котором хранится определенным образом зашифрованная электронная подпись — своего рода код. Ключ выдается на электронном носителе вместе со специальным сертификатом, подтверждающим его действительность.
— И как именно его применять?
— Когда человек в специальной программе формирует документ, который он потом хочет отправить в налоговую инспекцию, то просто заверяет его ключом. Все эти шаги предусмотрены в нашем программном обеспечении. «Сформировав декларацию, ее следует заверить ключом и переслать по электронной почте»
— Получил человек ключ, что потом?
— Затем необходимо заключить с налоговой инспекцией, в которой он стоит на учете, договор о признании электронных документов. Для этого сначала необходимо загрузить из рубрики официального информационного ресурса www.cskidd.gov.ua «Программное обеснпенченние/Пронграмнмное обеспечение для отнчетности» установочный пакет «ДПС Защита отчетности». После установки и настройки в меню «Договоры и заявления» выбираем подходящий вариант договора. Затем договор подписывается личным ключом и отправляется в налоговую службу.
— По электронной почте? А адрес какой?
— Договоры, а также вся налоговая отчетность в электронном виде (в том числе и декларации) принимаются через единый адрес информационного портала органов Государственной налоговой службы: zvit@sts.gov.ua. Кстати, портал автоматически обрабатывает документы и только потом пересылает их в соответствующие налоговые инспекции.
— Кстати, о декларациях. Где взять бланки? Для этого нужно скачать какую-то определенную программу?
— Налогоплательщик вправе воспользоваться программным обеспечением, разработанным ГНС Украины. Его можно бесплатно получить в органе ГНС по месту регистрации или на официальном веб-портале ГНС Украины (www.sts.gov.ua) в разделе «Електронна звiтнiсть». Там следует пройти таким путем: «Платникам податкiв про електронну звiтнiсть» ___> «Програмне забезпечення» ___> «ОПЗ-програмне забезпечення по формуванню та подачi платниками податкiв податкової звiтностi та реєстру отриманих та виданих податкових накладних до органiв ДПС в електронному виглядi засобами телекомунiкацiйного звТязку».
Данное ПО содержит соответствующие бланки в электронном виде. Также можно воспользоваться программным обеспечением коммерческих организаций — разработчиков такого ПО, которые используют для создания бланков шаблоны электронных документов, размещенные на веб-портале ГНС Украины в разделе «Електронна звiтнiсть». Нужно перейти в раздел «Платникам податкiв про електронну звiтнiсть», а затем в «Iнформацiйно-аналiтичне забезпечення».
Благодаря меморандуму, подписанному ГНС Украины и основными участниками рынка электронного документооборота, такие программные продукты будут доступны на бесплатной основе. Сформировав декларацию, ее следует заверить ключом и переслать по электронной почте.
— Нужно ли электронную декларацию дублировать потом в бумажном виде? Доносить какие-нибудь справки, чеки?
— Если гражданин решит подавать налоговую декларацию электронным способом, то он имеет право не подавать декларацию на бумажных носителях. Это также касается и дополнений к документу.
— Предположим, у человека в ходе заполнения декларации онлайн появятся вопросы...
— При налоговой службе уже давно существует специальная консультационная телефонная линия: 0-800-501-007. Но в этом году было открыто специализированное направление этой линии, посвященное консультациям по поводу подачи налоговой отчетности в электронном виде, его номер — 7. «Мы получаем сведения об автомобилях в ГАИ, о наличии квартир — от жэков, о наследстве — от нотариусов»
— Напомните, пожалуйста, кто должен подавать декларацию по итогам 2012 года.
— Это необходимо сделать, во-первых, людям, которые получили в 2012 году доход без участия налоговых агентов (например, предоставляя услуги водителя, горничной, няни и так далее).
Во-вторых, подать налоговую декларацию обязаны по закону все те, кто в 2012 году получил наследство и подарки, а также зарубежные доходы.
Кроме того, после введения в силу Налогового кодекса подавать декларацию должны люди, которые имели два источника дохода и более и при этом сумма заработков хотя бы в один из месяцев превысила установленный порог.
— Какой?
— Размер ограничения рассчитывается каждый год, исходя из минимальной зарплаты, установленной на 1 января отчетного года. В 2012-м на 1 января минимальная зарплата была утверждена на уровне 1073 гривни. Значит, сумма, о которой вы спрашивали, на протяжении всего года составляла 10 тысяч 730 гривен. То есть 128 тысяч 760 гривен в год.
— А можно подать декларацию в электронном виде тем, кто претендует на налоговый кредит?
— Да, конечно. Электронная версия программы разработана для всей формы декларации, как для налоговой скидки, так и декларирования налогового обязательства.
— Только ленивый уже не сказал о том, что скоро налоговые декларации будут подавать все без исключения граждане.
— Мы к этому готовимся, но для внедрения всеобщего декларирования должны быть приняты необходимые законодательные решения.
— Летом мы говорили о том, что для каждого жителя страны может быть создан электронный «кабинет налогоплательщика». Возможно ли это?
— Вполне! Налоговая служба активно сотрудничает со всеми заинтересованными органами власти, обменивается с ними информацией. Мы получаем сведения об автомобилях в ГАИ, о наличии квартир и возможной их сдаче в аренду — от жэков, о земельных паях, которыми владеет человек, — от Госкомзема, о наследстве и подарках — от нотариусов. Официальные доходы людей тоже проходят через нашу базу... Таким образом, мы сможем практически на 95апроцентов сформировать декларацию о доходах и имуществе.
— Давайте пофантазируем. Через несколько лет человек зайдет по интернету в свой онлайн-«кабинет», возьмет уже заполненный бланк декларации и просто заверит ее своим электронным ключом?
— Почему бы и нет! Впрочем, есть доходы, которые ему придется вносить самостоятельно. Например, те, которые не были оформлены официально.
Как бы там ни было, и предоставление возможности подавать декларации в электронном виде, и создание «кабинета налогоплательщика» — все это делается исключительно для того, чтобы граждане могли сэкономить время, которое обычно тратят на поездки в налоговую инспекцию и стояние в очередях. Кроме того, наши сервисы и информационные службы помогут налогоплательщикам уменьшить количество ошибок и сделают процедуру подачи декларации более удобной и простой.