Даже будучи неисправимым оптимистом, сложно поверить в благополучие украинской экономики. Не вникая в мелочи, можно без труда назвать несколько фактов, свидетельствующих о нарастающих неприятностях в будущем. Итак, целый ряд отраслей фактически перестал существовать. Остановлены ферросплавные и автомобильные заводы, а также нефтеперерабатывающие предприятия. Страна больше не выпускает алюминий. Далее — резкое падение цен на сталь заставляет металлургов тушить печи. Уже не работает Донецкий электрометаллургический завод. Остальные металлургические предприятия затоваривают склады и толпами увольняют сотрудников. По официальной статистике, убытки предприятий в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий достигли 10,5 млрд грн.
Украина стремительно растрачивает накопленные ранее резервы, почти ежемесячно теряя $1–1,5 млрд. Золотовалютные резервы упали до $25,3 млрд, тогда как год назад у Нацбанка было $32,4 млрд. Уже сейчас страна не способна покрыть трехмесячный импорт. И завершают эту невеселую картину предстоящие в 2013 году рекордные выплаты по внешним долгам. Правительству необходимо погасить около $9 млрд. Из них львиная доля — $6 млрд — уйдет неуступчивому Международному валютному фонду, все никак не желающему возобновлять сотрудничество с Украиной.
Ситуация очень напоминает вторую половину 2008 года. Осталось завалить валютный курс, после чего начнется полномасштабный экономический кризис со всеми вытекающими последствиями.
Хуже всего, что сейчас, как и четыре года назад, у правительства нет возможностей удержать экономику от спада. Это по большому счету совершенно невыполнимая задача. В Кабмине одно время уповали на существенное восстановление внутреннего рынка сбыта, который мог бы хоть частично перекрыть потери от внешней торговли. Но, увы, объявленный старт господдержки в разных отраслях, особенно в строительстве, после завершения выборов сменился финишем. Выпрыгивающий из штанов госбюджет не в состоянии раскачать замедляющих темпы промышленников.
Справедливости ради следует отметить, что в подобной ситуации оказалось множество стран. Падение производства зафиксировано даже в благополучных Франции и Германии. Разница лишь в том, что продукция этих стран пользуется спросом на внешних и внутренних рынках, тогда как украинская не нужна ни там ни здесь.
Решить эту проблему можно двумя путями: первый — провести реформирование экономики, существенно сократив налоговое давление на бизнес, второй — резко обвалить гривню и в ближайшие два-три года забыть о нарастающем импорте.
В первом случае у страны появятся сильные внутренние производители, в том числе и мировые бренды, во втором — обедневшее население, которое не сможет покупать даже китайский ширпотреб и вынуждено будет брать то, что ему предложат уцелевшие отечественные производители.
Результат реформаторства властей за последние годы очевиден. И можно без труда прогнозировать, что период застоя продлится в 2013-м. Нынешние бизнес-элиты совершенно не заинтересованы в появлении потенциальных конкурентов, что свойственно рыночной среде. Проще быть «первыми парнями на селе, чем вторыми в городе».
Сейчас сохранение стабильности обходится примерно в $10 млрд. Продолжая в таком же духе, уже через два-три года государство окажется в ситуации, когда на выплаты по внешним долгам не хватит даже золотовалютных резервов.
По такому же пути уже пошла Беларусь. От полного краха страну спасла лишь заклятая «дружба» с Россией. Очень велика вероятность, что примеру братской республики последует и Украина. Развязка наступит уже этой зимой.
При стагнирующей экономике, дефицитном бюджете и отсутствии поддержки со стороны МВФ, в первом квартале 2013-го Украине придется вернуть международным кредиторам более $2 млрд, а уже во втором — свыше $5 млрд.
Если сейчас отклонить предложение Москвы войти в Таможенный союз и продолжать играть роль политического изгоя в Европе, то к лету резервы не превысят $18 млрд. И это не считая нарастающий дефицит в платежном балансе, который наверняка будет погашаться за счет Нацбанка. В лучшем случае к концу следующего года у страны останется $15 млрд.
Этих денег хватит максимум на следующий год-два «стабильности и восстановление экономики». Ну а потом в Белокаменной с пониманием встретят «бедных родственников».